Раньше все было проще: кафе, бары, рестораны, уличные точки фаст-фуда, и кажется, что мы знали о них все. Но сейчас все чаще модные издания указывают в обзорах не только тип заведений, но и их формат, который почему-то является принципиально важным. Современная искушенная публика угадает формат с беглого взгляда на интерьер и меню, а для кого-то это так и осталось неизведанным. Давайте изучим, что же сейчас актуально и в чем разница.
Стрит-фуд (Street food) «уличная еда» – любые заведения уличной торговли, которые чаще всего специализируются на создании монопродукта: бургеры, горячая кукуруза, пончики и прочее. Средний чек достаточно низок и подходит для любого сегмента (70-150 р). При этом важным моментом здесь является правило одной руки – купленная продукции должна уместиться в одну руку, освободив другую для открытия машины. Такая еда является спасением для торопливых гостей, спешащих по своим делам. Около подобных заведений часто не бывает столиков или других удобных мест для принятия пищи, она должна быть употреблена на ходу. Считается, что такие заведения будут популярны всегда, если расположены в проходимой зоне и поддерживают качество.
Фаст-фуд (Fast food) «быстрая еда» – популярные заведения с производством быстрой пищи. Чаще всего это тоже монопродукты, но меню может удивить разнообразием: бургеры, роллы, салаты, различные сэндвичи и десерты. Главное правило – готовить быстро, поскольку формат подразумевает очень сильный клиентопоток в течение всего дня. Средний чек: 250-300 р. Чаще всего заведения имеют вместительный уютный зал с большим количеством посадочных мест.
Фуд-корт (Food Court) «ресторанный дворик» — популярный формат для торговых центров. Суть заключается в расположении нескольких разных торговых точек в пределах одного одного пространства, чаще целого этажа. Бизнес является выгодным, поскольку имеет мало вложений и “подогретую” публику, уставшую после покупок в магазинах. Здесь выгодно выделяться и создавать то, что актуально для гостей в любой сезон. Формат может включать в себя точки фаст-фуда и стрит-фуда. Средний чек: 250р.
Фри-флоу (Free flow) «свободный доступ». Заведения, дающие полную свободу гостям. Они могут перемещаться по залу, выбирая блюда, которые часто готовятся тут же. Характеризуются приятным средним чеком: 350 р. и большим ассортиментом.
Демократичные рестораны (Casual Dining) – большая категория заведений общепита, включающая в себя популярные кафе, кондитерские, рестораны, бары и клубы. Четких правил здесь меньше, поскольку они охватывают слишком много сегментов публики. Можно найти места со средним чеком в 500 рублей, или свыше 1000, но важно, чтобы заведение было доступно большинству. Чаще всего они вырастают в большую сеть и имеют четкую специализацию: суши-бар, пивной ресторан, бургерная. Помимо кухни здесь важно делать акцент на атмосфере и интересном времяпровождении гостей, устраивая концерты, мастер-классы, спортивные трансляции.
Быстрые и демократичные (Fast Casual) – формат, сочетающий в себе демократичные рестораны и фаст-фуд. Конкурентоспособные преимущества заключаются в скорости приготовления и сравнительно низким чеком: до 600 р. Это идеальные заведения для тех, кто любит полезную еду, которая готовится так же быстро, как фаст-фуд. Но при этом не желает ждать долго, как в хорошем ресторане. Пища готовится индивидуально для каждого клиента, в этом помогают заготовки и наличие своей фабрики-кухни.
Рестораны быстрого обслуживания (Quick Service Restaurant) также очень удобны низкой стоимостью (500-600 р) и скоростью работы официантов, но меню чаще всего не поражает разнообразием. Быстрота достигается за счет наличия своих хороших полуфабрикатов. Заведения идеальны для размещения в офисных зданиях и бизнес-центрах.
Элитные рестораны (Fine Dining) — заведения премиум-класса с богатым интерьером и большим ассортиментом блюд и напитков. Средний чек не для всех: в среднем 2000 р. По статистике последних лет, рестораторы отходят от такого формата, ощущая охлаждение публики. Все пресытилось, и даже преуспевающие гости стремятся экономить. Выходом становится открытие демократичных мест или создание собственного уникального формата со своей изюминкой.